Как оценивались сочинения?
Юрий Чернышов, фото автора
Сегодня - ничего нового. Более того. Опять не успеваю за событиями и выкладываю материал недельной давности. Событие состоялось 28 мая, - на следующий день, после велопробега Саратов-мост через Волгу - Саратов - Энгельс - снова мост через Волгу - Саратов.
Называлось событие "Село ждёт специалистов". Проводилось оно в Саратовском Агарарном университете, в здании, где некогда трудился Николай Иванович Вавилов. Сейчас на его кабинете-музее прикреплена мемориальная табличка. Увы! Не все в суете события могли обратить на неё внимание.
А хорошо было бы организовать в музей экскурсию! В программе мероприятия была и весьма приятная часть - награждение участников школьных сочинений области на тему "Трудовая Слава АПК" .
Конкурс был организован сайтом с аналогичным названием: ТРУДОВАЯ СЛАВА. Агропромышленный комплекс. trud-slava.ru , что само по себе необычно.
Мне довелось быть Председателем жюри этого конкурса и кратко выступить перед собравшимися. Здесь я выскажу подробнее несколько соображений о Конкурсе, а также размещу десяток фото. К сожалению, освещённость в зале была чрезвычайно низкой, что весьма затрудняло фотосъёмку без дополнительного стационарного освещения.
СЛОВО О КОНКУРСЕ
Надеюсь, многим интересно знать, как работало жюри? Каким образом оно смогло оценить около 100 присланных сочинений, некоторые из которых многостраничные? А оценивать же пришлось по 6 критериям, и каждый – по трёхбалльной системе.
Критерии такие:
1. Соответствие сочинения и названия тематическим направлениям Конкурса, включая соответствие названия и содержания;
2. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра;
3. Композиция сочинения;
4. Выражение в сочинении авторской позиции;
5. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения (наличие иллюстраций в виде фото, рисунков, таблиц, графиков);
6. Грамотность сочинения.
Три балла соответствовали примерно пятёрке в школе, а один – тройке. Допускались плюсы и минусы, которые становились решающими при равенстве баллов претендентов. Школьных двоек и ниже Жюри не ставило. Потому что полагало, что уже само участие в Конкурсе – это большая работа и напряжение мысли. Проведение такого областного конкурса, да к тому же по инициативе сайта «Трудовая слава АПК» - явление необычное. И в нём приняли участие 25 районов области из 38 – более чем две трети. В этом огромная заслуга и учителей, и учащихся, и их родителей, и ветеранов. Заслуга не только в самом процессе написания сочинений.
Конкурс стал не просто конкурсом школьных сочинений. Он прекрасно выполнил то, на что и был направлен. А именно: на пробуждение и сохранение исторической памяти. А историческая память и укрепляет чувство патриотизма, и позволяет оценить роль ветеранов, и не позволяет нам считать себя «иванами, родства не помнящими».
И судя по большому количеству представленных работ, это школьникам удалось сделать.
Особо можно отметить то, что в сочинениях широко представлена тема «Поднятие целины в Саратовской области». И впервые, наверное, эта тема описана в таком объёме.
К тому же многие сочинения, - а некоторые из них я бы даже назвал очерками, - хорошо иллюстрированы. А сами иллюстрации могут представлять интерес даже для историков и музейных экспозиций.
Такие работы получали дополнительные плюсы. Тем более что первые шаги в направлении музеефикации и сохранения исторических материалов эпопеи «Поднятая целина» уже делаются.
Ведь слова «поднятая целина» - это не простые слова, означающие трудовой процесс пахоты. И не только всем известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина». Хотя именно название книги стало символом не только прямого, «пахотного» действия.
«Поднять целину» - эти слова стали означать то, что предстоящее дело - новое, трудное, неизведанное.
Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже вся Россия видится, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!
1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная - осмысление нового уклада! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни!
1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём одном. Коллективизация. А это - снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников…
1945 и далее - послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханная целина». И «залежей» - незавершённых из-за войны, заброшенных дел - прорва.
А следом - 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то такие - «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни?
Да это и не просто слова - это вся наша жизнь. Такая вот она - то залежь, а то и целина.
То перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний, а то поднимаем целину неизведанных благ.
Потому то и стала «поднятая целина» настоящей Философией российской жизни!
И в этом непреходящий смысл понятия «Поднятая целина».
Понимание этого побудило инициатора конкурса школьных сочинений Веронику Ткачёву создать Общественную группу «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА».
Группа создана в составе официальной НКО «Фонд «Русь - XXI век», приняла активное участие в сборе материалов о дате начала освоения целинных и залежных земель в Саратовской области и продолжает эту работу.
Особенно отрадно и знаменательно и то, что проработка этой темы, в том числе и в школьных сочинениях, совпала с принятием Комитетом Думы под председательством Алевтины Лосиной Проекта Закона об областном празднике «День целинника». И этот День установлен! Он будет отмечаться 11 марта!
Глубокая вовлечённость школьников в процесс осмысления и сохранения исторической памяти стала возможной благодаря активному участию, я бы сказал - героическому участию – наставников.
И потому- то многие работы школьников читаются не как формальные сочинения, а как настоящие публицистические или художественные произведения, наполненные гражданским содержанием.
Некоторые из них можно даже рассматривать и как шаг к журналистике. Меня как журналиста очень порадовали многие чёткие и нестандартные формулировки в школьных сочинениях.
Остаётся выразить надежду, что Конкурс состоится и в следующем году и в нём примут участие и сегодняшние участники. Надеемся, что и другие районы проявят интерес к конкурсу.