Как оценивались сочинения?

Юрий Чернышов, фото автора

Сегодня - ничего нового. Более того. Опять не успеваю за событиями и выкладываю материал недельной давности. Событие состоялось 28 мая, - на следующий день, после велопробега Саратов-мост через Волгу - Саратов - Энгельс - снова мост через Волгу - Саратов.

Называлось событие "Село ждёт специалистов". Проводилось оно в Саратовском Агарарном университете, в здании, где некогда трудился Николай Иванович Вавилов. Сейчас на его кабинете-музее прикреплена мемориальная табличка. Увы! Не все в суете события могли обратить на неё внимание. 

А хорошо было бы организовать в музей экскурсию! В программе мероприятия была и весьма приятная часть - награждение участников школьных сочинений области на тему "Трудовая Слава АПК" . 

Конкурс был организован сайтом с аналогичным названием: ТРУДОВАЯ СЛАВА. Агропромышленный комплекс. trud-slava.ru , что само по себе необычно.

Мне довелось быть Председателем жюри этого конкурса и кратко выступить перед собравшимися. Здесь я выскажу подробнее несколько соображений о Конкурсе, а также размещу десяток фото. К сожалению, освещённость в зале была чрезвычайно низкой, что весьма затрудняло фотосъёмку без дополнительного стационарного освещения.

СЛОВО О КОНКУРСЕ 


Надеюсь, многим интересно знать, как работало жюри? Каким образом оно смогло оценить около 100 присланных сочинений, некоторые из которых многостраничные? А оценивать же пришлось по 6 критериям, и каждый – по трёхбалльной системе. 

Критерии такие: 
1. Соответствие сочинения и названия тематическим направлениям Конкурса, включая соответствие названия и содержания; 
2. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра; 
3. Композиция сочинения; 
4. Выражение в сочинении авторской позиции; 
5. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения (наличие иллюстраций в виде фото, рисунков, таблиц, графиков); 
6. Грамотность сочинения.

Три балла соответствовали примерно пятёрке в школе, а один – тройке. Допускались плюсы и минусы, которые становились решающими при равенстве баллов претендентов. Школьных двоек и ниже Жюри не ставило. Потому что полагало, что уже само участие в Конкурсе – это большая работа и напряжение мысли. Проведение такого областного конкурса, да к тому же по инициативе сайта «Трудовая слава АПК» - явление необычное. И в нём приняли участие 25 районов области из 38 – более чем две трети. В этом огромная заслуга и учителей, и учащихся, и их родителей, и ветеранов. Заслуга не только в самом процессе написания сочинений. 

Конкурс стал не просто конкурсом школьных сочинений. Он прекрасно выполнил то, на что и был направлен. А именно: на пробуждение и сохранение исторической памяти. А историческая память и укрепляет  чувство патриотизма, и позволяет оценить роль ветеранов, и не позволяет нам считать себя «иванами, родства не помнящими». 

И судя по большому количеству представленных работ, это школьникам удалось сделать. 

Особо можно отметить то, что в сочинениях широко представлена тема «Поднятие целины в Саратовской области». И впервые, наверное, эта тема описана в таком объёме. 

К тому же многие сочинения, - а некоторые из них я бы даже назвал очерками, - хорошо иллюстрированы. А сами иллюстрации могут представлять интерес даже для историков и музейных экспозиций. 

Такие работы получали дополнительные плюсы. Тем более что первые шаги в направлении музеефикации и сохранения исторических материалов эпопеи «Поднятая целина» уже делаются.

Ведь слова «поднятая целина» - это не простые слова, означающие трудовой процесс пахоты. И не только всем известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина». Хотя именно название книги стало символом не только прямого, «пахотного» действия. 

«Поднять целину» - эти слова стали означать то, что предстоящее дело - новое, трудное, неизведанное. 

Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже вся Россия видится, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь! 

1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная - осмысление нового уклада! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни! 

1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём одном. Коллективизация. А это - снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников…

1945 и далее - послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханная целина». И «залежей» - незавершённых из-за войны, заброшенных дел - прорва. 

А следом - 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова то такие - «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни? 

Да это и не просто слова - это вся наша жизнь. Такая вот она - то залежь, а то и целина. 

То перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний, а то поднимаем целину неизведанных благ. 

Потому то и стала «поднятая целина» настоящей Философией российской жизни! 

И в этом непреходящий смысл понятия «Поднятая целина». 

Понимание этого побудило инициатора конкурса школьных сочинений Веронику Ткачёву создать Общественную группу «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА». 

Группа создана в составе официальной НКО «Фонд «Русь - XXI век», приняла активное участие в сборе материалов о дате начала освоения целинных и залежных земель в Саратовской области и продолжает эту работу. 

Особенно отрадно и знаменательно и то, что проработка этой темы, в том числе и в школьных сочинениях, совпала с принятием Комитетом Думы под председательством Алевтины Лосиной Проекта Закона об областном празднике «День целинника». И этот День установлен! Он будет отмечаться 11 марта! 

Глубокая вовлечённость школьников в процесс осмысления и сохранения исторической памяти стала возможной благодаря активному участию, я бы сказал - героическому участию – наставников.

И потому- то многие работы школьников читаются не как формальные сочинения, а как настоящие публицистические или художественные произведения, наполненные гражданским содержанием. 

Некоторые из них можно даже рассматривать и как шаг к журналистике. Меня как журналиста очень порадовали многие чёткие и нестандартные формулировки в школьных сочинениях. 

Остаётся выразить надежду, что Конкурс состоится и в следующем году и в нём примут участие и сегодняшние участники. Надеемся, что и другие районы проявят интерес к конкурсу.

Больше фото - здесь.

Другие статьи автора - тут.

ВЕТЕРАНЫ АПК

  • golovatsky 1
  • golovatsky 2
  • labanceva 1
  • nikitin v a 1
  • asfandjarova 1
  • asfandjarova 2
  • zhusupov m k 1
  • egorcheva 2
  • mukanov 1
  • pavlov 2
  • kasimov 1
  • yakunkin 1
  • ualiev 1
  • vasiljev 1
  • suvorova 1
  • pichugina 15
  • rodionov 02
  • pytevka
  • rodionov 01
  • 22
  • ershov 3
  • borodkin 01
  • kolesnikova 1
  • GLS
  • terin 04
  • sevost 01
  • tretyach 01
  • kyznezov 01
  • erin 01
  • vandatke 01
  • belooz 01
  • asfyandi 02
  • bezladn 01
  • asfyandi 04
  • potapov 03
  • otver 01
  • chumak 02
  • cheusov 02
  • pervo
  • sad
  • MMAjpg
  • MNV
  • KBN
  • family
  • school
  • GMI
  • ahapkin 01
  • 02
  • staruhin 02
  • kairlapav 02

Изданные нами книги

  • 01 Sudbi 1
  • 02 Sudbi 2
  • 03 Sudbi 3
  • 04 Sgtu-1
  • 05 Sgu
  • 06 Kontakt
  • 07 Region 64
  • 08 Sgtu-2
  • 09 Baes
  • 10 Sgsu
  • 11 NVNIIGG
  • 12 Trudovoi Slavi-1(Dorogi)
  • 13 Trudovoi Slavi-2(APK)

© «Земское обозрение».

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-22556 от 20 декабря 2005 года