Специалисту нужна разносторонность
Сергей Григорьевич Шапошников — индивидуальный предприниматель, глава одноименного крестьянско-фермерского хозяйства Балаковского района, выпускник факультета механизации гидромелиоративных работ бывшего Саратовского института механизации сельского хозяйства (1974-1979 гг.) — там же и родился, где трудится всю жизнь — в Балаковском районе, в селе Малоприкопное. В нем же и учился, правда, школу пришлось заканчивать в другом селе — Березово, где была десятилетка. Потом поступил в СИМСХ, на гидротехнический факультет.
Почему выбрал именно сельскохозяйственный вуз — понятно: сам, как говорится, «от сохи». Отец всю жизнь проработал шофером в колхозе, а мать — животноводом. Да и сам Сергей, будучи школьником, постоянно участвовал в сельхозработах, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке. Дети на селе рано включались в трудовую жизнь, приобщались к земледельческим заботам, с детских лет учились добросовестности, исполнительности.
Старшие братья и сестра уже учились в Пугачевском техникуме мелиорации. Вот Сергей и решил идти по их стопам. Тем более, что с конца 60-х годов в стране буквально разразился мелиоративный бум (а Сергей поступил в СИМСХ уже в 1974-м). И, кроме того, в Саратовской области в то время строилась мелиоративная система. Так что Шапошникову, как говорится, сам Бог велел быть мелиоратором.
Правда, в институт Сергей с первого раза не поступил — не прошел по конкурсу. Среди абитуриентов сельскохозяйственного вуза было немало городских. Конечно, они — сельские ребята — по уровню школьной подготовки значительно уступали городским выпускникам. Но он не отчаялся: стал работать в колхозе и попутно готовиться к новым экзаменам. Получил от колхоза путёвку в сельхозинститут. Так что второй раз поступал в СИМСХ уже по направлению от колхоза. Вторая попытка оказалась удачной.
Сложностей с учебой Сергей не испытывал, с крышей над головой — тоже. Первый год жил на квартире, а потом — в общежитии, как и многие другие студенты из сельской местности. И как многие, тоже подрабатывал в свободное от учебы время — разгружал вагоны, таскал ящики, мыл машины. Да еще и получал стипендию от колхоза — 46 рублей в месяц, на 6 рублей больше, чем платили в институте.
Трудовые семестры были Шапошникову не в новинку и не в тягость. Студенты непосредственно участвовали в производственном процессе. Начиная с первого курса, Сергей регулярно участвовал в строительстве мелиоративных сооружений в Аткарском, Ершовском, Федоровском районах. Однажды проходил практику с однокурсниками даже в республике Коми. Но там довелось строить не мелиоративные, а осушительные системы.
Помимо практического опыта, который накапливался за время трудовых семестров, они служили еще и хорошей финансовой подпиткой для студентов. Сергей Григорьевич вспоминает, что после того, как они провели водовод к высыхающему озеру, каждому заплатили по 500 рублей. По тем временам это были большие деньги, а для студентов — тем более.
За время учебы ему запомнились многие преподаватели, способствовавшие становлению и как личности и прежде всего — как профессионала - инженера гидромелиоративных работ. Но наибольшим авторитетом у студентов пользовался декан гидротехнического факультета Юрий Иванович Пахомов. Он его организовывал и слыл сильным практиком. Создал на факультете добротную техническую базу. И к тому же нашел общий язык со студентами.Получив в институте специальность инженера-гидротехника, Сергей 2-3 года поработал в родном колхозе руководителем бригады мелиорации.
Коренной перелом в жизни и работе Сергея Шапошникова наступил в 1987 году, когда его бросили «на прорыв» в другой колхоз в качестве председателя. Там случилось какое-то ЧП, было снято прежнее руководство и его заменили новым. Так дипломированный мелиоратор стал хозяйственником.
Само хозяйство было многоотраслевым, как и все колхозы того времени — занималось и животноводством, и растениеводством. Наследство ему досталось, прямо скажем, незавидное. Успехами не блистало, ходило в середнячках. Шапошникова это не устроило и он начал постепенно выводить вверенное ему хозяйство на должный уровень, старался выполнять план. Конечно, получилось это не сразу, понадобились год-два, чтобы провести перестройку в отдельно взятом колхозе, который даже начал занимать призовые места в районе. А затем началась уже глобальная перестройка по всей стране и возглавляемое Шапошниковым хозяйство чуть не стало банкротом.
И тогда, в 2004 году, созрело решение о реорганизации. Это было вынужденное решение, чтобы выжить. Формально колхоз разделили на бумаге на две части, а фактически он остался единым целым. Сначала колхоз был реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив. В 2003 году Шапошников организовал своё крестьянско-фермерское хозяйство. Постарался сохранить животноводческое направление, но упор стал делать на растениеводство. Сеет, в основном, зерновые, масличные, технические, бобовые культуры — такие, как чечевица, горох. Освоил технологии возделывания нового для района вида продукции — нута. По производственным показателям КФХ «Шапошников» стабильно занимает передовые места в своём районе.
Кредитов не берут. Есть, к сожалению, печальные примеры, когда взявшие кредит хозяйства оказывались в группе риска, из-за неурожая становились неплатёжеспособными и приходили к банкротству. Живут, в основном, за счет лизинга.
Для многих сельхозпроизводителей проблема заключается не в том, как произвести продукцию, а как ее реализовать по приемлемым ценам не в убыток себе. Сергей Шапошников для себя эту проблему в значительной мере решил. Он не ориентируется на фирмы-перекупщики, а предпочитает действовать самостоятельно. Продает ее, в основном, через элеватор, на местный маслозавод, на рынках, активно участвует в сельскохозяйственных ярмарках, где торгует нутом, ячменем, чечевицей.
Разумеется, в разговоре с Сергеем Григорьевичем мы не могли обойти стороной тему мелиорации. Ведь в советские времена она считалась чуть ли не панацеей от всех аграрных бед. А в перестроечные годы эта отрасль превратилась почему-то чуть ли не в абсолютное зло для АПК. А что думает по этому поводу герой нашего рассказа?
- Очень непростой вопрос. Мы сейчас осваиваем много новых земель, на которых раньше десятилетиями стояли дождевальные установки «Фрегат». Миллионами кубометров закачивали воду в эту пашню, а урожаи получали мизерные. И теперь там растут только осот и бурьян. А все почему? Потому что кое-где это делалось только для отчета: столько-то воды вылили, а что там выросло — мало кого интересовало. О реальной эффективности средств, вкладываемых государством в мелиорацию, никто особенно не заботился.
Но, с другой стороны, на некоторых участках мелиорация была просто необходима и она давала нужные результаты. Просто к этому надо подходить с головой. К примеру, кукуруза не растет у нас без полива — дает не больше 30 центнеров с гектара, хотя в свое время мы собирали ее и до 100 центнеров, что говорит о реальном потенциале земледелия в условиях нашей области. Урожайность на орошаемых землях была гарантирована независимо от погодных условий.
Согласитесь, что будущее страны невозможно представить без развитого сельскохозяйственного производства и процветающего села, — говорит Сергей Григорьевич. — Главное, что необходимо изменить — ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Не надо нам никаких дотаций, которые поступают с задержками и особой роли не играют. Нужно сделать так, чтобы цена на сельскохозяйственную продукцию была нормальной. И не только в кризисные и засушливые годы, когда ее остро не хватает, а всегда. И тогда у сельхозпроизводителей появятся деньги и мы не будем сидеть без них от урожая к урожаю. Необходимо найти разумный баланс закупочных цен на сельхозпродукцию и финансовых интересов сельхозпроизводителей. Закупочные цены должны возмещать издержки производства, а также содержать определённое количество прибавочного продукта. Средств от реализации продукции должно быть достаточно для обновления производственной базы сельского хозяйства, чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов, стабилизацию и эффективное развитие агропромышленного производства. Научные исследования, мировая и отечественная практика свидетельствуют о решающем воздействии ценовой политики на эффективность работы всех товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Оздоровление экономической и социальной обстановки в агропромышленном производстве в первую очередь зависит от создания и функционирования адекватных рынку ценовых отношений.
А вообще, я вам скажу, заниматься сельским хозяйством очень интересно. Здесь всегда имеется бескрайний простор для работы, предприимчивости и творческой инициативы. Чтобы обеспечивать устойчивое развитие, нужно выходить на творческий уровень, постоянно держать руку на пульсе, оперативно реагировать на ситуацию, действовать на опережение, изыскивать и использовать резервы производства для повышения эффективности работы и рентабельности. Всё время находишься в поиске наиболее эффективных и экономичных методов земледелия. Мысли постоянно этим заняты.
В заключение мы попросили Сергея Григорьевича высказать пожелания в адрес сельскохозяйственного вуза.
- Возможно, от той старой гвардии педагогов, что учили нас — студентов 70-х, в вузе уже никого не осталось, но мне, выпускнику СИМСХ, гидромелиоративного факультета 1977 года, хочется от всей души поблагодарить наших замечательных педагогов за труд и силы, что были в нас вложены. Получив диплом, я всю жизнь проработал в агропромышленном комплексе, был не только инженером, но и агрономом, причем, думаю, достиг известного мастерства в своём деле, и мне не потребовалось для этого дополнительное образование, хотя, конечно, занимался систематическим самообразованием. Держал прямую связь с нашим агрономическим центром — НИИ Юго-Востока. Он всегда участвовал в разрешении многих вопросов, возникавших у нас по сельскому хозяйству. Кроме того, институт издавна служил для местных хозяйств источником посевного и посадочного материала, снабжая нас улучшенными сортами с более высоким биопотенциалом. Словом, очень плодотворно сотрудничали с НИИ в вопросах эффективной системы севооборота, высокоурожайного земледелия. Всё это я говорю к тому, что из нас в свое время готовили разносторонних специалистов, ориентировали на широкий круг сельскохозяйственных специальностей, кто хотел учиться — получал крепкие знания, на основе которых можно было изменить квалификацию. Уверен, что так будет всегда! Здоровья всему коллективу педагогов и — соответствующей вкладываемому труду заработной платы! Студентам — крепить честь университета и уважать вуз, который в своё время дал нам и сегодня даёт им путевку в жизнь. Всем же аграриям — надежды на лучшее.